Страница 1 из 2

Очереди при СССР

СообщениеДобавлено: 09 июн 2014, 16:45
Kattani
Тема НЕ политическая. Хочется разобраться не почему так было, а как это происходило.
Итак, интересует как происходил процесс покупки авто- мото-техники. Поясню. Есть пример покупки моцика в 79 году. Ставиться под вопрос реальности того, что нельзя было прийти и купить сразу, а нужно было записаться в очередь, прождать, получить открытку, приехать и купить. Если кто знает из первых рук, как обстояли дела, было бы интересно послушать. Интересует аналогичный вопрос и касаемо бытовой техники, мебели и других дефицитных товаров.

Re: Очереди при СССР

СообщениеДобавлено: 09 июн 2014, 16:50
Stanson
Kattani писал(а):Тема НЕ политическая. Хочется разобраться не почему так было, а как это происходило.
Итак, интересует как происходил процесс покупки авто- мото-техники. Поясню. Есть пример покупки моцика в 79 году. Ставиться под вопрос реальности того, что нельзя было прийти и купить сразу, а нужно было записаться в очередь, прождать, получить открытку, приехать и купить. Если кто знает из первых рук, как обстояли дела, было бы интересно послушать. Интересует аналогичный вопрос и касаемо бытовой техники, мебели и других дефицитных товаров.


В разных регионах по-разному было. На севере например, цветные телевизоры, видаки, прочая бытовая техника, мебель и пр. просто стояла в магазинах - приходи и покупай. Мотоциклы, кстати, тоже спокойно стояли в магазинах, а вот с автомобилями было сложнее - видимо их тупо на заказ привозили.

Re: Очереди при СССР

СообщениеДобавлено: 09 июн 2014, 16:58
Сварщег
Батя, чтобы купить цветной телевизор "Иверия", в конце 80-х, должен был сдать мясо на сумму, равноценную телевизору :D . Я ржал, когда узнал, а ему не до смеху было :D .

Re: Очереди при СССР

СообщениеДобавлено: 09 июн 2014, 16:59
Kattani
Не верю(с) В старом(вторая половина 80-х) номере "Радио" помню читал про отечественный рынок видаков или типо того. Так там то-ли автор то-ли его собеседник сетовал что его очередь на отечественное чудо вм-12 подойдёт только к середине 90. А тут на Севере бери не хочу. Хотя севвер...

Re: Очереди при СССР

СообщениеДобавлено: 09 июн 2014, 17:07
Сварщег
Ну Башкирия кагбэ не Север, да и жил отец тогда не в Уфе, а в Благовещенске, небольшой городок в 40 км от Уфы.

Re: Очереди при СССР

СообщениеДобавлено: 09 июн 2014, 18:14
v.v.p.
Сейчас придёт наш главный красный знаменосец и всем всё расскажет :-)
Из того, что помню лично.
Бабуля стояла с утра до вечера в длинной очереди, чтобы купить стройматериалы. А если точнее, то куб досок и несколько мешков цемента. Очередь занимали с утра, составляли списки и присваивали номер каждому, стоящему в этой очереди. Помню бабулину ладонь, на которой синей ручкой был записан этот самый номер.

Re: Очереди при СССР

СообщениеДобавлено: 09 июн 2014, 19:27
KIDm
на дачу к нам приезжает лавка... ну там макароны, водка, сгущенка, хлеб...
подошел чуребен... работает в одном из дачных домиков... и подавая тысячу, просит 10 булок хлеба...макарон и пр..
в итоге 1 батон ему продали. т.к. лавка в другие еще поедет снт. там тоже хлеб ждут..) и мол иначе им не достанется...
по теме дядька купил жигули ржавые гнилые в два раза дороже новых в те времена... год и стоимость не помнит не хера... ну я за что купил за то и продал...
говорят деньги были. очередь была... но машины продавали сначала тем кто "вес имеет" .. начальникам и пр.. про зап части вообще молчат... а колеса не 1 то не прошли бы.. на них ездили пока они совершенно не изнашивались..

Re: Очереди при СССР

СообщениеДобавлено: 09 июн 2014, 19:53
MasterSL
Итак на Севере! Год покупки машины 1974, ВАЗ 2103 экспортного исполнения, по цене 7800 Советских рублей! Волги и Москвичи только по записи, а Жигулей тогда боялись (не знали, железо тоньше...) Да и цена была не малая. Запчастей просто не было ни каких, доставали только в Москве или Тольяти, по великому блату и с переплатой. Машина жива и сейчас.
Та же история с мотоциклами. Тяжёлые Уралы только по записи и с регистрацией в военкомате, Минские и Ижи в очередь на год, в 1981 году появились "Планета -Спорт", без очереди по цене 1050р но он на 93 бензине, которого тогда то же не было, но я купил. :crazy:

Re: Очереди при СССР

СообщениеДобавлено: 09 июн 2014, 20:33
Stanson
v.v.p. писал(а):Сейчас придёт наш главный красный знаменосец и всем всё расскажет :-)
Из того, что помню лично.
Бабуля стояла с утра до вечера в длинной очереди, чтобы купить стройматериалы. А если точнее, то куб досок и несколько мешков цемента. Очередь занимали с утра, составляли списки и присваивали номер каждому, стоящему в этой очереди. Помню бабулину ладонь, на которой синей ручкой был записан этот самый номер.


На том же севере, с досками проблем в общем-то не было, только найди транспорт который с лесопилки довезёт, а вот цемент, кирпич и пр - вообще не достать было.

Re: Очереди при СССР

СообщениеДобавлено: 09 июн 2014, 20:35
Stanson
Kattani писал(а):Не верю(с) В старом(вторая половина 80-х) номере "Радио" помню читал про отечественный рынок видаков или типо того. Так там то-ли автор то-ли его собеседник сетовал что его очередь на отечественное чудо вм-12 подойдёт только к середине 90. А тут на Севере бери не хочу. Хотя севвер...


Ну я не про ВМ-12, это катушечный какой-то был. ВМ-12 тоже появились, но где-то в середине 80-х уже.

Re: Очереди при СССР

СообщениеДобавлено: 09 июн 2014, 20:37
Stanson
MasterSL писал(а):Итак на Севере! Год покупки машины 1974, ВАЗ 2103 экспортного исполнения, по цене 7800 Советских рублей! Волги и Москвичи только по записи, а Жигулей тогда боялись (не знали, железо тоньше...) Да и цена была не малая. Запчастей просто не было ни каких, доставали только в Москве или Тольяти, по великому блату и с переплатой. Машина жива и сейчас.
Та же история с мотоциклами. Тяжёлые Уралы только по записи и с регистрацией в военкомате, Минские и Ижи в очередь на год, в 1981 году появились "Планета -Спорт", без очереди по цене 1050р но он на 93 бензине, которого тогда то же не было, но я купил. :crazy:


Надо было до Архангельска-Северодвинска доехать, там ИЖи в магазине стояли.

Re: Очереди при СССР

СообщениеДобавлено: 09 июн 2014, 20:40
Kattani
KIDm писал(а):по теме дядька купил жигули ржавые гнилые в два раза дороже новых в те времена...

Раньше про такое только слышал. Значит всё же правда.
MasterSL
Вот, ещё одно подтверждение про записи. Стало быть и открытки ждали? А мне заливают что можно было было чуть ли не прийти в магазин и за наличку купить.

Re: Очереди при СССР

СообщениеДобавлено: 09 июн 2014, 21:10
Сварщег
В 1988 году в Уфе свободно продавались "Восходы" и "Мински". Восход" стоил примерно 480 руб., "Минск" около 380 руб.
Я купил себе "Минск" с рук за 300 руб. годовалый, нравилось, что и сцепу и коробку можно было отремонтировать не располовинивая движок. В 89-м разбился на нем в хлам :D .

Re: Очереди при СССР

СообщениеДобавлено: 09 июн 2014, 21:55
v.v.p.
Kattani писал(а):Раньше про такое только слышал. Значит всё же правда.

Новая машина продавалась только по записи (очередь на несколько лет) и в основном всяким ветеранам ВОВ и/или героям труда (о всяких партийных боссах вообще говорить нечего). Чтобы избежать спекуляций, связанных с перепродажей автомобиля, было ограничение на снятие машины с учёта в течении какого-то времени (1 или 2 года). Именно тогда, генеральные доверенности и получили широкое распространение.
Запчастей не было нигде. Даже на сервисных станциях. И когда машина приезжала на ремонт дворников, например, то сервисмены втихую меняли на этой машине колодки (хорошие б/у на совсем изношенные), для последующей перепродажи. С этим столкнулся товарищ/коллега по работе моей матушки, о чём и рассказал ей.
Коля, поймай у себя в городе какого-нибудь автолюбителя старше 65-и лет и спроси у него.

Re: Очереди при СССР

СообщениеДобавлено: 09 июн 2014, 22:20
Kattani
Сварщег писал(а):В 1988 году в Уфе свободно продавались "Восходы" и "Мински".

В то время уже практически свободный рынок.
v.v.p. писал(а):поймай у себя в городе какого-нибудь автолюбителя старше 65-и лет и спроси у него.

А чего ловить то? У меня отец через это прошёл, когда мотоцикл брал в 79 году. А мне вот пытаются рассказать что можно было без проблем купить что душа пожелает.

Re: Очереди при СССР

СообщениеДобавлено: 09 июн 2014, 23:09
Stanson
Kattani писал(а):А мне вот пытаются рассказать что можно было без проблем купить что душа пожелает.


Нет, не всё, но в разных местах ассортимент доступного сильно различался. Из Москвы все ездили в область за всякими коврами, например, которые в Москве было не купить а там они в магазинах спокойно лежали. Лопаты и топоры лежали в городах а в областях были иногда дефицитом. В Новороссийске цемент продавался свободно, а на севере его было не достать. Доски, наоборот - на севере вообще не проблема, а на юге хрен купишь. Автомобили и их запчасти - вообще отдельный разговор - их делали слишком мало. В общем, побочный эффект дурацкой плановой экономики работавшей практически без обратной связи и с бездумным распределением продукции исходя из принципа "все народы, регионы, город/деревня равны".

Re: Очереди при СССР

СообщениеДобавлено: 09 июн 2014, 23:10
v.v.p.
Я ездил в магазин "Зенит" в Сокольниках, чтобы купить запчасти к велосипеду. И покупал. Только не в магазине, у барыг перед входом. В магазине было пусто... это было 1987-1989гг.
Чего уж говорить про покупку запчастей к автомобилям или о покупке самого автомобиля.
В те же годы, на дороге нашёл родной колёсный колпак от "Москвича" и отдал его отцу приятеля, у которого был Москвич 412. Он так радовался. Ему как раз одного не хватало. А купить было практически нереально. :-)

Re: Очереди при СССР

СообщениеДобавлено: 09 июн 2014, 23:18
Stanson
v.v.p. писал(а):Запчастей не было нигде.


Запчасти были и дофига. Только совсем не те, что нужно :) Например указатель уровня топлива или плафончик салона в любых запчастях лежал. А вот тормозные колодки, шаровую или тем более крестовину кардана можно было месяцами искать. На чёрном рынке та же крестовина стоила 25 рублей при госцене в 3 рубля.

Такое впечатление, что в магазины тупо поставляли одинаковое количество всех запчастей - и те что расходники, и те, что практически никогда не требовали замены. Приезжало в магазин в городе где 100 машин раз в полгода 5 плафончиков и 5 комплектов торомзных колодок. Плафончики нафиг никому не нужны, а колодки каждый год менять. Вот и лежали плафончики свободно, а колодки в 10 концов спекулянты перепродавали.

Re: Очереди при СССР

СообщениеДобавлено: 10 июн 2014, 06:57
emaslyaev
В 1974 году купили мне родители, мотоцикл Восход по цене 400 с чем то рублей, никакой записи не было, тупо пришел, если есть в наличии,взял. Я сам каждый день бегал в Спорттовары узнавать. В 1982 году женился, купил цт Горизонт, стоил где то 700р, тоже никакой очереди пошёл и купил.Машину шестерку купил в 1987году новую за 9100 рублей, по очереди через отца, через 2 месяца сдох аккумулятор, внутри лопнула перемычка, мучился наверное год, пока не достал новый, с запчастями была беда, но если есть хорошие знакомые, все можно было достать, именно достать.

Re: Очереди при СССР

СообщениеДобавлено: 10 июн 2014, 21:25
Александр811
не буду ничего писать за и против плановой экономики. тут все пишут как что было, так вот мы жили в Казахстане, зарплата у отца 900-1200р у матери 110р. Ну как не жить то. Было все что нужно, телевизор "Рубин", гарнитур "Фокшань" (стоит по сей день) автомобиль Жигули 2106 (новая за 9100р, до нее 6 машин). Все!!! Детский сад, жилье, образование, медицина - все брало на себя государство и давало бесплатно. Ну как не жить то???????? а сейчас вот мне горячую воду отключили, ТСЖ не заплатила ХуиЖЕ за газ. Мине это надо??????

Re: Очереди при СССР

СообщениеДобавлено: 10 июн 2014, 21:33
emaslyaev
Эх Сашка, сам наверное и не платишь, ягу пьёшь :(

Re: Очереди при СССР

СообщениеДобавлено: 10 июн 2014, 21:46
Александр811
emaslyaev писал(а):Эх Сашка, сам наверное и не платишь, ягу пьёшь

я снимаю жилье, ровно в положенный срок перечисляю деньги хозяину, он тут же платит за комуналку (вижу по квитанциям) Дело не в том кто платит а в том зачем. пока газ из буровой дойдет до потребителя его цена возрастает в десять раз. 100 первоклассных менеджеров следят за этим и получают деньги а воды горячей нет- виноват Я сам. раньше начальника ЖЭКа можно было посадить за растрату, ну бухгалтера еще в крайнем случае, а сейчас и концов не найдешь, вот он и бардак. вроде все заплатил но видимо не все, сейчас я должен объединится с жильцами, изучить все тонкости законодательтва, побегать по инстанциям, обратиться в суд, не легче просто посадить начальника ЖЭКа и с чистой душой пойти принять душ?

Re: Очереди при СССР

СообщениеДобавлено: 10 июн 2014, 22:14
emaslyaev
А может быть просто авария или испытания, у нас такое бывает. Ты в ЖКХ то звонил.

Re: Очереди при СССР

СообщениеДобавлено: 10 июн 2014, 22:18
BET
Stanson писал(а):В общем, побочный эффект дурацкой плановой экономики работавшей практически без обратной связи и с бездумным распределением продукции исходя из принципа "все народы, регионы, город/деревня равны".

Она потому и стала дурацкой, что не было вдумчивого анализа потребностей, а были приписки и бюрократия. При грамотном управлении плановая экономика способна превзойти в эффективности рыночную экономику западных стран, и уж точно - нынешний грабительский капитализм России.

Re: Очереди при СССР

СообщениеДобавлено: 10 июн 2014, 22:27
Александр811
emaslyaev писал(а):А может быть просто авария или испытания, у нас такое бывает. Ты в ЖКХ то звонил.

так конечно звонил, там наговорили таких аббревиатур что я почти ничего не понял, вообщем во главе угла у них человек и всех они уважают и даже сочувствуют, но денег заплатить за газ у них нет. Странно никто ничего не украл, но денег нет. Всегда думал я, что заплатил и живу спокойно, ан нет я оказывается в долг жил. Нет такое государство долго не простоит, лучше очереди чем такой маразм.